Мулявін Уладзімір Георгіевіч — Народны артыст Беларусі, Народны артыст СССР, беларускі і савецкi артыст, спявак, кампазітар. Заслужаны дзеяч культуры Польшчы, народны артыст СССР, заснавальнік і мастацкі кіраўнік легендарнага беларускага вакальна-інструментальнага ансамбля «Песняры».
Нарадзіўся 12 студзеня 1941, у Свярдлоўску (цяпер Екацерынбург, Расія).
Маці — Акуліна Сяргееўна Палычава, бацька — Георгій Арсенцьевіч Мулявін, абодва працавалі на заводзе «Уралмаш». Бацька пакінуў сям’ю, калі Уладзіміру было 3 гады.
У дзіцячым узросце Валодзя захапіўся музыкай, іграў на гітары.
Вучыўся ў школе, у Свярдлоўскім музычным вучылішчы.
Быў выключаны з вучылішча за захапленне джазам…
Працаваў музыкантам у філармоніях Урала і Сібіры.
З 1963-га, лес назаўжды звязаны з Беларуссю.
Пачаў працаваць у Беларускай філармоніі. Служыў паблізу Мінска, там пазнаеміўся з будучымі удзельнікамі ВІА.
В первый состав вошли: Влад Мисевич – духовые инструменты, Валерий Яшкин – клавишник, Леонид Тышко – бас-гитарист из Бреста, Валерий, старший брат Мулявина – гитарист, Александра Демешко – барабанщик из Бреста. С ними супруга Мулявина Лидия Кармальская.
Тышко и Мисевич в библиотеке в Пинске нашли белорусское слово – «Песняр».
Группу переименовали с «Лявонов» в «Песняры».
Уже с измененной надписью на барабане, ансамбль поехал на конкурс артистов эстрады в Москву.
В минской филармонии к участию «Песняров» в конкурсе отнеслись прохладно: мол, этим-то – ничего не светит…
Но.
Группа из Беларуси сразу стала звездной!
К коллективу присоединились Леонид Борткевич и Валерий Бадьяров, потом Кашепаров.
Первый альбом (иногда его называют «Ты мне вясною прыснілася») вышел в 1971. Это была бомба! Он разошелся тиражом 3 миллиона. Такие дебютные тиражи на Западе никому и не снились.
Песняры стали суперзвездами не только Беларуси но и всего СССР.
Уладзімір Мулявiн aўтар шматлікіх апрацовак беларускіх народных песень, якія вызначылі стыль і творчую накіраванасць ансамбля.
Белорусские фольклористы Рыгор Ширма и Геннадий Цитович восприняли обработки народных песен в версии «Песняров» в штыки. Если с Ширмой Мулявин как-то помирился то с Цитовичем – нет.
Песні ў выкананні «Песняроў» увайшлі ў залаты фонд савецкай і беларускай культуры: «Касіў Ясь канюшыну», «Рушнікі» «Ой рана на Йвана», «Александрына», «Алеся», «Вераніка», «За полчаса до весны», «Молодость моя – Белорусия», «Мой родны кут», «Березовый сок», «Завушніцы», «Каляда», «Слуцкiя ткачыхі», «Пагоня», «Малітва», «Беловежская пуща»…
У «Песняров» есть даже несколько песен, которые по разным обстоятельствам записали в народные.
Например, «Рушнікі», а ее написал полоцкий композитор Георгий Петренко на стихи Веры Вербы.
«Купалінка» слова: Михась Чарот, музыка — композитор Владимир Теравский. Оба — репрессированы, поэтому и оказалась «народной».
*«Александрына» — шедевр, жемчужина репертуара «Песняров».
Слова написал Пятрусь Броўка — белорусский поэт, посвятил стихотворение женщине. Все было связанно с юношеской любовью к Зинаиде Конопелько, в будущем – белорусской актрисе. Многие знали, что Зинаида Конопелько (Александрина) была знакома с тогдашним руководителем БССР Петром Машеровым. Они были знакомы с юности: одногодки, оба родились на Сенненской земле Витебщины.
*Однажды на вечернем концерте во Дворце спорта в Минске, на котором присутствовал Машеров «Песнярам» передали: «Где «Александрына»? Шеф ждёт!».
Хоть и песни уже не было в программе и репертуаре, концерт «Песняры» тогда завершили этой песней.
После исполнения к музыкантам прибежал человек и передал слова Машерова: «Всем, кто пел «Александрыну», присвоить «заслуженного артиста БССР» (Демешко, Мисевичу. Тышко, Борткевичу, Кашепарову) а руководителю Мулявину — «народного!»
Был еще такой случай. Очень редким советским людям тогда можно было увидеть блеск и шик «загивающего Запада» и понятное дело – сравнить уровень жизни в США и СССР.
На гастролях, в Америке, кореспондент «Голоса Америки» спросил у Мулявина:
«Что бы вы хотели передать своим поклонникам в Союзе из США?».
Мулявин немного подумал и ответил: «Ничего. Приедем – и сами все расскажем».
Маститые дипломаты признавались: ответ вашего руководителя достоин учебников по международным отношениям!
Песняры называли свои диски, как Led Zeppelin, без названий, просто (I, II, III, IV), либо по годам издания (1971, 1974 и два в 1978-м), либо по первой песне.
*На концерт в Минске у Оперного театра 9 мая 1985-го к 40-летию Победы пришло 100 000!
Состав «Песняров» менялся, некоторые уходили, приходили новые:
Не обходилось без прозвищ: Владимир Мулявин — «Муля» (еще «Княз»ь, «Голова»), Леонид Тышко — Леня, «Хмурый» Лявон, Мисевич – «Змей», Александр Демешко — «Шурик», или з-за комплекции – «Тыква», Бадьяров — «Бэдя», пианист Владимир Николаев — «Николашка» или «Таракан», Борткевич – «Леша», «Александрино» или «Радзивилл» (утверждал что потомок знатного рода), Кашепаров — «Коша», «Кашпер», Александр Растопчин — «Растоп.»
Старший брат Мулявина, Валера – «Ювелир». Когда его начинал критиковать Мулявин-младшй, Валера отвечал: «Да я по сравнению с вами — ювелир!», тромбонист Октай Айвазов – «Главбух». Стажер ансамбля начала 1980-х Владимир Кудрин ходил в белой шляпе – получил прозвище «Лорд». Паливода — «Ицик», Бернштейн – «Бонифаций», Гилевич – «Профессор», Поплавский – «Чесик», Дайнеко – «Граф». Были прозвища и «непечатные». В «Песнярах» выступали две женщины Лидия Кармальская, первая супруга Владимира Мулявина и Людмила Исупова.
Огромным ударом для Владимира Мулявина и всех «Песняров» была гибель его брата Валерия в Ялте в 1973.
Утром тогда на набережной Ялты был найден мертвым Мулявин, оказалось, что это старший – Валерий. Музыканты тогда не отменили выступление, выступили вечером с концертом… Следствие остановилось на версии несчастного случая…
Как распались «Песняры»…
В 1998, в день рождения Мулявина ему сказали: коллектив возглавит Мисевич.
С Мулявиным тогда остался только один музыкант – Ивановский Аркадий…
Мисевич, Дайнеко. Пеня, Катиков, Аверин, Марусич отказались выступать и ушли.
Факт «отставки» Мулявина всколыхнул всех: Эсамбаев, Пахмутова, Добронравов, Кобзон, Пугачёва, Ротару, Лещенко, возмущенные отстранением Мулявина, написали письмо от российских артистов Президенту Беларуси.
Мулявин не сдался, начал формировать новый коллектив. На помощь пришел композитор Олег Молчан, из США вернулся Борткевич. Периодически выступали Кашепаров, Бадьяров.
Казалось, «Песняры» обретают второе дыхание.
Но.
В 2002, в мае, на трассе Колодищи — Заславль, около Минского моря, произошла автокатастрофа, всколыхнувшая всю страну. На скорости 130 Mercedes вылетел с дороги, перевернулся. Глядя на машину, очевидцы с трудом верили, что кто-то остался в живых. Вскоре выяснилось, за рулем был Владимир Мулявин. Он получил травму позвоночника, попал в реанимацию.
Боролся за жизнь сначала в минской больнице потом в Москве.
Через 8 месяцев умер 26 января 2003 (62 года).
Похоронен в Минске на Восточных могилках.
Узнагароды: Галоўны прыз фірмы «Мелодыя» «Залаты дыск», Медаль Францыска Скарыны, Ордэн Францыска Скарыны.
У Мінску названы бульвар, там сама ўсталяваны помнік. Ля яго заўжды ляжаць кветкі. Так сама помнік есць у Екацерынбургу (былы Свярдлоўск), Расія.
*У шлюбу з першай жонкай нарадзілася дачка Марына і сын Уладзімір (памёр у 2006).
Ад другога шлюбу нарадзілася дачка Вольга.
Ад трэцяга шлюбу нарадзіўся сын Валерый.
Родная малодшая сястра Мулявіна Наталля памерла ў Мінску ў 1998.
*Белорусский поэт Владимир Некляев много лет дружил с Мулявиным. Вспоминал их совместную поездку в Мурманск в 1986:
«С нами был композитор Игорь Лученок, и после концерта всех пригласили в Североморск — главную базу Северного флота, провели в кают-компанию.
Был накрыт стол, сидели офицеры, вместе с ними и командующим флотом. Сидим, ждем командира корабля, который где-то задерживается. Он входит — и все, в том числе командующий флотом, потому что на корабле не он главный, а главный – капитан корабля, встают. Не встает только, о чем-то заговорившийся с Лученком и не заметивший появления командира, Владимир Мулявин.
Капитан демонстративно показывая то, что Мулявин имеет право не вставать при всех командирах и командующих проходит на свое место и говорит: «Товарищи офицеры!.. Взмахивает, как дирижер, рукой — и вся кают-компания запевает:
«Касіў Ясь канюшыну, касіў Ясь канюшын!…»
Вот такая невероятная популярность была у «Песняров» и Мулявина и уважение к тому, что он делал.»
Последнее интервью брал у «песняра» украинский журналист Михайло Маслий в больнице Московский НИИ нейрохирургии Бурденко в его последние дни (раньше он часто сопровождал «Песняров» во время их гастролей по Украине).
***Двятый этаж. Отделение спинальной нейрохирургии. Палата номер 58. Именно здесь российские светила делают все возможное и невозможное, чтобы поставить на ноги Владимира Мулявина — кумира нескольких поколений. Врачи сдержанны в обнадеживающих обещаниях хотя бы на какое-то улучшение. Тетрапарез: поражение спинного мозга с нарушением функции тазовых органов, закрытый перелом-вывих шестого позвонка, закрытая рана шейного отдела…
Первый «песняр» изменился, но неизменными остались мулявинские усы, искорки в глазах и улыбка. В палате самое современное оборудование. Мулявин издали подает худую руку. Самая приятная новость — начали работать пальцы рук, появилась надежда…
Маслий: Что же случилось в самом деле 14 мая?
Мулявин: От судьбы не уйдешь. У каждого все расписано.
Маслий: Вы напрасно потратили время, лечась в Минске?
Мулявин: Не знаю, но очень ослабел. С 14 мая и до 28 августа я был там. Признаков улучшения не было никаких. Меня из Минска самолетом отправили в Москву. Ужаснейший перелет в инвалидном кресле. Билет мне купили наши власти, а вот о жене и сыне забыли. Но я ни на что не хочу жаловаться…
Маслий: Что говорят врачи, что обещают?
Мулявин: Никто ничего не гарантирует. Делают разные снимки… Но болезнь такая, что реально что-то обещать нельзя. Вот, надо мной этажом выше лечилась Наталья Гундарева. Все уже шло на поправку. Она даже выписалась и вернулась домой. Но коварная болезнь вернулась…
Знаю, что захочешь сделать фотографии. Не обижайся, дай хороший снимок того Мулявина, которого знали. Не хочу, чтобы меня видели беспомощным…
Маслий: Вы, Владимир Георгиевич, русский, который всю свою сознательную жизнь был визитной карточкой Беларуси. При вашем участии проходили все самые престижные концерты в СССР Интересно, как отблагодарила вас Беларусь?
Мулявин: Я никогда об этом не думал, да и думать не хочу. Виллы на берегу океана у меня нет, яхты тоже. Скоро, надеюсь, будет собственная студия. До сих пор арендовал две комнаты в школе для глухонемых. Я не очень выгоден чиновникам. Это у меня в характере – ни перед кем не унижаться. Я слишком хорошо знаю все о них, они на моих глазах «выросли». Надеюсь, что смогу еще сделать что-то. Были бы силы. И дай Бог, чтобы не мешали.
Маслий: С Вами белорусский язык вырвался на всесоюзный простор.
Мулявин: У белорусов те же проблемы с языком, что и в Украине: ощутимо засилье русского. Я ведь думал, что мы будем петь и на белорусском и украинском языках. Первые гастроли «Песняров» прошли именно в Украине. Помогало то, что оба языка очень похожи. Всюду – были аншлаги. Все помню, как сегодня. В Виннице лил проливной дождь, и мы опоздали на 2 часа, но никто не ушел, ждали нас! Во Львове жгли костры во время нашего выступления в летнем театре. Я объездил много городов и стран мира, но такого изысканного и требовательного зрителя, как во Львове, нет нигде. Здесь если полюбят, то полюбят навсегда.
Маслий: Город Льва подарил вам незабываемые встречи с Владимиром Ивасюком.
Мулявин: Мы симпатизировали друг другу после первой же встречи. «Песняры» первыми исполнили песню «У долi своя весна», затем ее пела Соня Ротару на Сопотском фестивале. Володя мог работать в любом жанре, меня уважал. Давал мне много украинских песен, до сих пор храню дома ноты, написанные его рукой. Есть пять-шесть песен их пока не трогаю, может, просто не пришел час, и я когда-нибудь вернусь к ним.
Маслий: Где-то примерно в то же время вы познакомились и с Юрием Рыбчинским?
Мулявин: С Юрой написали много песен. Наиболее удачная из них «Крик птаха», которую мы исполняли чуть ли не в каждом концерте. Этот многолетний хит я писал три года, никак не рождалась мелодия. Никому об этом не говорил, как-то было неудобно. Шесть лет тому назад на авторском вечере Рыбчинского в последний раз видел вашего красавца Назария Яремчука. Он был смертельно болен, уже пел сидя… У Назара был уникальный голос. Именно он был типичным представителем украинской песни. Прекрасный певец, сумевший сделать много хорошего для украинского народа.
Маслий: Как будете встречать Новый год, день рождения?
Мулявин: С оптимизмом. На Новый год буду Дедом Морозом. Смогу поднять бокал шампанского, но смочу только губы. В палате есть телевизор. Увижу друзей, коллег в Новогоднюю ночь, помечтаю, пожелаю здоровья им, себе, родным. Счастье и процветание нашим странам. Берегите себя и своих любимых. Дорожите каждым прожитым днем. Пригласят в Трускавец — приеду с большим удовольствием. Самые искренние приветы всем галичанам…
***Михайло Маслий:
«Как же так, почему это интервью было всего одним за все время борьбы Песняра за жизнь, в тяжелейшее для него время. Он так хотел жить…
Поразило не только то, что за восемь месяцев ни один журналист не решился написать правду из уст самого Владимира Георгиевича, а наоборот, занимались интригами, пасквилями, догадками, ложью…»
***Анжела Гергель:
«Очень грустно, что музыканты, творившие с ним плечом к плечу столько лет, так и не пришли к нему в последние дни.
Вспомнилась версия Валерия Дайнеко, почему он не пришёл в больницу. На мой вопрос «Как могла медсестра вас не пропустить? Почему вы не настояли? Ведь постовая медсестра – не противотанковое заграждение.»
Дайнеко ответил: «Да мы туда и не ходили. Пошёл Мисевич, вернулся и сказал, что нечего идти, не пустят. Вот мы и не пошли»…
Подумалось.
Так, видимо, хотели навестить… А может стоило все же быть смелее? Отбросить обиды и прийти просто к человеку который попал в беду, дни которого на исходе.
Все, кто, действитльно, хотел посетить Мулявина, сделали это. Даже незнакомые с ним люди, просто его почитатели.
Теперь, когда Мулявина нет, удаляют старые интервью с грязью и выпадами в его сторону…
Сложно все в этом мире.
Но точно можно утверждать, что многие корят и будут корить себя за то, что не пришли тогда к умирающему Мулявину.
***Что еще…
Может это и не важно.
*Песняр не жалел о распаде СССР. Ненавидел «Вологду».
https://www.youtube.com/watch?v=YNdKXMX5BdU…
