Фото: Павел Русак / Tochka.by
От Любчанского замка XVI века к «нулевым» сохранилось немногое: две обветшалые башни из четырех, пару построек. В одном из зданий, в бывшем дворце, в прошлом веке находилась школа — в ней и учился когда-то Иван Печинский. Сегодня
Tochka.by посмотрела, как идут реставрационные работы и что дает силы Ивану Печинскому не бросить начатое.
Руины прошлого
У Ивана Печинского связь с Любчей особая: здесь он родился, учился, сюда возвратился после переезда в Минск и отсюда же, прямо из руин старого замка, дистанционно руководит своим бизнесом. Видно, что малую родину любит всей душой.
Сейчас предприниматель живет здесь в старом флигеле — уже десять месяцев, безвылазно. Условия спартанские: простая кушетка, привез бойлер — зимой была и вода горячая, и тепло. Руководил всеми работами.
Фото: Павел Русак / Tochka.by
В 1983 году «Лидсельмаш» хотел взяться за Любчанский замок и сделать из него дом отдыха. Пока разрабатывали документацию, Союз развалился — денег на Любчу не нашлось. Зато спустя 30 лет за этот проект взялся Иван Печинский. Доработали его и приступили к реконструкции.
Фото: Павел Русак / Tochka.by
«Эта история началась, когда мы с одноклассниками собрались на встречу выпускников — 30 лет. Стало грустно, что историко-культурное наследие разрушается. Решили сами своими силами хотя бы просто навести порядок. Договорились о встрече, но никто не приехал», — вспоминает Иван Печинский.
Фото: Павел Русак / Tochka.by
В тот день на импровизированный субботник пришли только несколько любчан и Иван Антонович со своим братом. Немного прибрались в сохранившихся вежах. Вся территория внутри замка заросла «лесом», около одной из башен была свалка.
Фото: Павел Русак / Tochka.by
«Десять лет мне никто не помогал, кроме волонтеров-студентов. Я очень много писем написал — никто не откликнулся. У меня бизнес — я решил показать собственным примером, что мы можем своими силами восстановить замок», — проводит экскурсию Иван Антонович.
Дорогая мечта
Первые 10 лет работ — все за личные средства предпринимателя. В год мог потратить $3–5 тыс. из своего кармана. В основном на материалы, «летники» для студентов, что участвовали в реконструкции. Работы шли не очень быстро.
Фото: Павел Русак / Tochka.by
«В 2003 году я основал свой фонд „Любчанский замок“ — так проще было коммуницировать по восстановительным работам с различными инстанциями. В 2010 году нашелся все-таки благотворитель, который помогает мне с реконструкцией», — говорит Иван Печинский.
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Приорбанк — основной помощник: 93% вложенных в восстановление замка денег от него. Как рассказал председатель правления Вадим Матюшкин, банк оказывает широкую поддержку подобным инициативам. В случае с Любчанским замком большую роль сыграл и энтузиазм одного конкретного человека, который ведет за собой множество людей, в том числе и сотрудников банка.
«За 22 года поступило в фонд чуть больше Br900 тыс. Немного за такой срок. Случались годы, что и по нулям все было, а иногда поступало по Br100—150 тыс. Без государственной поддержки, хотя Любча вошла в программу „Замки Беларуси“, но средства должен был изыскивать наш фонд», — рассказывает Иван Антонович.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Чтобы начать реконструкцию, следовало пройти несколько непростых и дорогостоящих этапов. Первое и самое главное — такие работы нельзя провести, если замок от и до не изучили археологи. А это очень дорогое удовольствие.
Фото: Павел Русак / Tochka.by
«Три раза писал президенту. В итоге мне дали археологов из Института истории. Перекопали тут все. Затем подготовили концепцию, потом проект охранной зоны, потом архитектурный проект. Все одобрил Минкульт. Это был огромный пласт работы», — говорит Иван Антонович.
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Он добавляет, что к одному пожертвованного рублю фонд умудряется добавить еще два — благодаря волонтерам. Так, в прошлом году из разобранных старых зданий удалось заготовить 30 тыс. кирпичей. Докупили на вежу и стену еще 30 тыс. Экономия.
Волонтерская вежа
Иван Антонович бережно и тщательно ведет весь список волонтеров — пофамильно, по годам. В нем сейчас значится почти 3,2 тыс. человек, в основном студенты. Одну из башен замка решено назвать «Волонтерской» — и там показать, что можно сделать благодаря нескольким неравнодушным людям.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Из дворца (бывшей школы) получатся апартаменты. Здесь будет два VIP-номера с видом на Неман, во дворце смогут одновременно остановиться 45 туристов. Осталось возвести одну башню и построить два пролета оборонительной стены между вежами.
Фото: Павел Русак / Tochka.by
По срокам сказать сложно — все зависит от энтузиастов, помощи благотворителей и от самого Ивана Антоновича.
Фото: Павел Русак / Tochka.by
«Мне 75 лет. Я хочу возвести основное — отстроить все четыре вежи и сделать замок неприступным. Нужно будет еще спроектировать интерьеры. Это очень дорого. И я надеюсь, что это смогут сделать без меня», — поделился мыслями предприниматель.