beshankovichi.by

Информационный портал

Социальные сети:

Новости Бешенковичей Общество

17.05.2024 22:11

193 просмотра

0 комментариев

Аварий станет меньше, а дорожные знаки упразднят? Как беспилотный транспорт изменит ситуацию на дорогах

По прогнозам экспертов, уже к 2035 году четверть мирового парка автомобилей может стать беспилотной. Есть ли сомнения в безопасности таких перемен? Пригодны ли наши дороги для беспилотного транспорта? И нужно ли уже сейчас менять ПДД под условия равноправного участия на дороге человека и нейросетей?

Поговорили об этом в Смартэфире с экспертом в области организации дорожного движения, директором компании Smart STiM City Дмитрием Навоем.

Партнером проекта "Лаборатория будущего", в котором мы рассуждаем о взаимодействии человека и искусственного интеллекта сегодня и в ближайшей перспективе, является компания "Proliv".

Дмитрий Навой, фото Смартпресс

Вытеснение человека "из-за руля" – вопрос времени?

Прототипы беспилотников начали испытывать еще в 1980-х. Поэтому сегодня, уверяет Дмитрий Навой, уже ничего волшебного в автопилоте нет. Грамотно функционировать механизму помогают "глаза и уши" искусственного интеллекта – камеры, радары и лидары. Они предельно точно следят за дорожной обстановкой, обнаруживают препятствия и определяют расстояние до них. Еще и видят мир на 360 градусов. Всю эту информацию обрабатывает обученная вождению нейросеть, что позволяет ей постепенно вытеснять человека "из-за руля".

– У ИИ, действительно, много преимуществ в сравнении с человеком на дороге – нет риска устать, заболеть, нет человеческого фактора как такового. Зато есть системные сбои или недочеты программы. Пока что основными проблемами на дороге для беспилотников оказываются неблагоприятные погодные условия. Еще 5 лет назад снегопад, например, был просто категорическим препятствием для движения, сегодня автопилот вполне готов ехать в буран, но с максимально низкой скоростью – это "заложено" в софт. Если же программа оценивает обстановку как непригодную к поездке – автомобиль просто сворачивает на обочину и останавливается, это тоже прописанный алгоритм. Очевидно, совершенствование ИИ в вождении и участии в дорожном движении, только дело времени, – уверяет Дмитрий.

Светофоры и знаки станут не нужны

Беспилотники уже сегодня достаточно умело "пользуются" привычной инфраструктурой: распознают камерами сигналы светофоров, знаки, разметку. Последнюю для беспилотников, к слову, можно даже реже обновлять – умные машины "видят" лучше человека. Правда, есть в этом и минус: такие авто могут откликнуться на посторонний сигнал с рекламного билборда, какой-то вывески на доме, могут запутаться в обилии знаков – их на наших дорогах иногда слишком много. Поэтому в перспективе ситуацию с дорожным движением все же придется совершенствовать. А возможно – постепенно менять на новую.

Пример того, как может “видеть” дорожную обстановку автобус-беспилотник в системе "умной инфраструктуры": на стекле – информация о геолокации, скорости, ближайших объектах, дистанции до других авто и т.д.

– Мир развивается стремительно в этом направлении и предлагает рассматривать беспилотник не отдельно, а как участника интеллектуальной транспортной системы. Это то, что мы называем "умной инфраструктурой" или технологией V2X (расшифровывается как Vehicle-to-Everytning, автомобиль, подключенный ко всему – Прим. автора). Эта технология позволяет автомобилям "общаться" друг с другом и окружающей дорожной обстановкой. На экран каждого подключенного авто в реальном времени поступают предупреждения о дорожной ситуации, о необходимости снижения скорости, остановки или перестроения. Для водителей – это сигнал к действию, для беспилотников – старт заложенных в компьютер команд. В отдаленной перспективе с такой технологией можно будет отказаться от привычных светофоров и знаков – они будут попросту не нужны, ведь вся информация будет "в облаке". Неизвестно, как скоро Беларусь сможет пользоваться цифровой инфраструктурой, но то, что это случится - очевидно. И подключаться к V2X смогут абсолютно все участники движения (авто с водителями и без), как сегодня к тем же навигационным программам, – поясняет директор Smart STiM City.

Концепт-кар Renault EZ-GO, представленный на Женевском автосалоне. Первый робот-автомобиль, совмещающий функции транспорта и рекреационной станции

Дмитрий Навой в офисе Смартпресс

Беспилотные авто будут спасать жизни, а работникам СТО придется переучиваться

Одна из задач внедрения автономного транспорта – как раз сократить количество аварий. По сегодняшней мировой статистике, 94% смертей в ДТП с участием беспилотного транспорта – это результат человеческого фактора. Пробные исследования показывают, что благодаря использованию ИИ каждые 10 лет можно будет спасать до 500 000 жизней!

– Возможно, надо будет упразднить страхование автомобиля от ДТП в пользу обязательного страхования человека. Ведь с новыми технологиями пассажиров меньше не станет, наоборот. К тому же надо будет предусмотреть ответственность поставщиков и разработчиков программ для беспилотников. Работа пока у всех есть, и ее много. Учитывая, что вариантов использования ИИ на дорогах масса – и стратегии аварийных случаев надо предусмотреть со всех сторон.

“Фотоответ” нейросети Midjourney на запрос об “идеальном беспилотном автомобиле для города”

Еще один любопытный вопрос: а останутся ли при деле привычные СТО? Или половину их придется закрыть и перепрофилировать под IT-компании, которые будут "чинить мозги" новейшим умным агрегатам?

– Безусловно, эта сфера тоже изменится, – считает Дмитрий. – И она трансформируется уже сейчас под те же электрические авто, машины с автопилотом, но присутствием операторов, такие ведь давно в работе. Но механически автомобиль остается автомобилем. Тормоза как были, так и останутся, также – ремни, генераторы. Парень с ключом и гайкой будет востребован и дальше. Но ему понадобится доучиться или взять помощь коллег, чтобы разбираться не только с механикой, но и с обилием цифровых датчиков.

Концепт-кар кареты скорой медицинской помощи на автопилоте


Автор: Ольга Михаленко

Читать полностью:

https://smartpress.by/idea/laboratoriya-budushchego/67123/

Последние новости